• Информационный отдел МРО

8.Терпение

Продолжаем публиковать главы из книги "Простые благодения" муфтия Таки Усмани




Аллах создал три мира: один – из полного блаженства и утешения без тени печали или боли (Рай); второй – мир боли и скорби без тени блаженства или утешения, которым является Ад; и, наконец, существует третий мир, где соседствуют радость и горе, печаль и утешение, и это – наш настоящий мир. Следовательно, никогда не было и не может быть человека, который никогда в своей жизни не испытывал печали. Человек, каким бы богатым, благочестивым или могущественным он ни был, испытывает и удовольствие, и боль. Даже избранные посланники Божьи терпели лишения в этом мире.
Поэтому тот, кто хочет быть свободным от горя и боли, не знает природу этого мира, и его желание никогда не будет удовлетворено. Конечно, меры удовольствия и страдания могут варьироваться, но полная и постоянная свобода от тягот жизни невозможна.
Очевидно, что каждый из нас переживает печаль и боль в той или иной форме. Посему, даже если ваша доля нестерпима и неприятна, следует помнить, что, оплакивая свою судьбу, вы не избавитесь от боли и печали. Такое поведение только обострит чувство страдания. Более того: такое горе может свести на нет все ваши благие деяния.
 В противоположность этому, человек, который во времена страданий и скорби размышляет о краткости жизни и неизбежности тягот, осознает, что все, что вершит Аллах, имеет некий Божественный замысел, который человек не может разгадать. Такой человек не оплакивает свою судьбу – напротив, его вера в Аллаха и Его дела укрепляется, ибо верующий убежден, что Аллаха заменит его трудности и печаль на утешение.
Такой образ мышления и есть терпение. Терпение в урочный час изгоняет смятение души. Более того, постигшая человека печаль становится причиной вознаграждения в будущем, поскольку Аллах говорит:
 (( إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُم بِغَيْرِ حِسَابٍ ))
 «Воистину, терпеливым награда воздастся полностью без счета» (39:10).
Прошу, заметьте, что скорбь и беспокойство во времена бед и испытаний не являются грехами, даже плач – это внезапный шок, а не грех и не акт нетерпения. Нетерпение заключается в том, чтобы критиковать Аллаха, оплакивать свою судьбу постоянно и жаловаться на свою долю. Терпение же состоит в том, чтобы твердо держаться своей веры в Аллаха, даже когда весь мир человека рушится на части, сердце тяжелеет от горя, а глаза наполняются слезами. 
Одним из признаков терпения является повторение слов:
إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ
«Инна́ ли-Лля́hи уа инна́ иля́йhи ра́джиʼу́н».
 «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (2:156)[1].
Тем, кто произносит эти слова во времена испытаний и скорбей, Аллах сказал:
أُولَئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِّن رَّبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ
«Они суть те, над кем присутствует благословение их Господа и Его милость. Именно они следуют прямым путем» (2:157).
Для того, чтобы проявить терпение и произнести слова истирджаʼ не требуется никакого великого бедствия: в повседневной жизни есть множество мелких неприятностей, которые следует встречать чтением этого аята.
Умм Саляма привела слова нашего Пророка,, который сказал:

إِذَا اَصَابَتْ اَحَدُكُمْ مُصِيبَةٌ فَلْيَقُلْ : إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ ،

اللَّهُمَّ عِنْدَكَ احْتَسَبْتُ مُصِيبَتِي فَأْجُرْنِي فِيهَا وَأَبْدَلْنِى خَيْرًا مِنْهَا [2]
«Когда кто-либо из вас страдает от чего-то, то пусть такой человек читает аят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся. О Боже, прошу награды у Тебя за постигшее меня, замени же мне (зло) этого действия благом!». 
Хадис гласит, что даже когда однажды погасла лампа, наш Пророк прочел эту мольбу.
Слова истирджаʼ следует читать, даже когда возникают незначительные проблемы. Внезапное спотыкание, укол шипа, сбой в подаче электроэнергии, плохие новости, потеря какой-то мелочи – все это должно быть встречено с поминовением Бога. Следует осознавать, что за любым неприятным событием стоит какая-то Божественная цель. Это и есть истинное терпение.
Также следует помнить, что плач из-за какого-то печального события не противоречит терпению, а попытка улучшить свою судьбу и устранить причину страдания не противоречит практике терпения. Очевидно, что и поиск работы, если человек оказался безработным, также не противоречит практике терпения. Нужно стараться поправить свое положение, а также продолжать молиться Аллаху. Даже стоны от боли не противоречат терпению. Сущность терпения, как описано выше, заключается не в том, чтобы критиковать или оплакивать какое-либо Божественное решение, а читать слова:
إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ
«Инна ли-Лляhи уа инна иляйhи раджиʼун».
 «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (2:156).[3]
***
Терпением укрась поступки,
Ведь краше – красота души.
Не делай совести уступки,
Зло благонравьем сокруши!

[1] Эта фраза на арабском имеет глагольную форму истарджаʼа (إِسْتَرْجَعَ) – т.е., «испрашивать возвращения к Богу». [2] Ибн Маджа приводит этот хадис в такой форме: «Нет мусульманина, который потерпел бы от постигшего его зла, прибегнув к Его словам «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся. О Боже, прошу награды у Тебя за постигшее меня, так одари же меня и возмести убыток!» И Аллах вознаградит его за это, вознаградив чем-то лучшим». مَا مِنْ مُسْلِمٍ يُصَابُ بِمُصِيبَةٍ فَيَفْزَعُ إِلَى مَا أَمَرَ اللَّهُ بِهِ مِنْ قَوْلِهِ إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ اللَّهُمَّ عِنْدَكَ احْتَسَبْتُ مُصِيبَتِي فَأْجُرْنِي فِيهَا وَعُضْنِي مِنْهَا - إِلاَّ آجَرَهُ اللَّهُ عَلَيْهَا وَعَاضَهُ خَيْرًا مِنْهَا ‏ [3] С полным осознанием и пониманием их смысла.