• Информационный отдел МРО

15. Помощь мусульманину



Продолжаем публикацию книги «Простые благодеяния» муфтия Мухаммада Такы Усмани в переводе Давуда Радкевича


Одно из важнейших благодеяний – помогать мусульманам в совершении праведных поступков. Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал, что наш Пророк ﷺ молвил:

مَنْ كَانَ فِي حَاجَةِ أَخِيهِ كَانَ اللَّهُ فِي حَاجَتِهِ

وَمَنْ فَرَّجَ عَنْ مُسْلِمٍ كُرْبَةً فَرَّجَ اللَّهُ عَنْهُ بِهَا كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ

«Тому, кто помогает кому-то в его нужде, Аллах поможет в его нужде; и тот, кто устраняет любые заботы или проблемы мусульманина, то Аллах, в свою очередь, устранит его тяготы в Судный день» (Абу Давуд, Китаб-аль-Адаб)[1].

Подсказать кому-либо дорогу, разделить с кем-то его ношу, помочь ему – все это воспето в хадисе: «Те, кто помогают другим – благословенны. Лучшие же из людей – те, кто приносит пользу другим!»[2] .

Следовательно, следует воспользоваться любой возможностью для оказания помощи нуждающемуся. Например, если кто-либо оказался жертвой несправедливости, то долг каждого мусульманина – избавить его от этого.

Хадис гласит, что Пророк ﷺ молвил:

الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ

«Мусульманин является братом другому мусульманину».

لاَ يَخُونُهُ وَلاَ يَكْذِبُهُ وَلاَ يَخْذُلُهُ

«Брат не оставляет своего брата без помощи (не предает его), не лжет ему, не дает ложных обещаний и не обращается с ним жестоко» (Тирмизи, Аль-Бирр ва-с-Сыля).

Другой хадис учит так: «Если мусульманина оскорбляют и унижают, посягают на его честь, а другой мусульманин оставит его без помощи, то и Аллах оставит без помощи последнего в тот момент, когда ему понадобится поддержка. А если кто-либо из мусульман вступится за того, кто оскорблен и унижен, Аллах поможет ему, когда ему понадобится поддержка» (Абу Давуд, Адаб)[3].

Помощь мусульманину включает в себя опровержение любых неправильных обвинений или инсинуаций (дурных измышлений), выдвинутых против другого мусульманина. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, поведал о том, что наш Пророк ﷺ молвил:

مَنْ رَدَّ عَنْ عِرْضِ أَخِيهِ ، رَدَّ اَللَّهُ عَنْ وَجْهِهِ اَلنَّارَ يَوْمَ اَلْقِيَامَةِ[4]

«Тот, кто защищает честь своего брата, лицо такого человека Аллах удержит от пламени Ада в Судный день» (Тирмизи, аль-Бирр вас-Сыля, глава 20).


[1] Также приводится в Сахихе имама Муслима, 2580. [2] Похожий хадис содержится у Табарани в «Муʼджам аль-Аусат», 6192: «Милее всех Аллаху люди, наиболее полезные другим людям». أَحَبُّ النَّاسِ إِلَى اللَّهِ أَنْفَعُهُمْ لِلنَّاسِ [3] Сунан Абу Давуд, 4884. Оригинал хадиса: مَا مِنِ امْرِئٍ يَخْذُلُ امْرَأً مُسْلِمًا فِي مَوْضِعٍ تُنْتَهَكُ فِيهِ حُرْمَتُهُ وَيُنْتَقَصُ فِيهِ مِنْ عِرْضِهِ إِلاَّ خَذَلَهُ اللَّهُ فِي مَوْطِنٍ يُحِبُّ فِيهِ نُصْرَتَهُ وَمَا مِنِ امْرِئٍ يَنْصُرُ مُسْلِمًا فِي مَوْضِعٍ يُنْتَقَصُ فِيهِ مِنْ عِرْضِهِ وَيُنْتَهَكُ فِيهِ مِنْ حُرْمَتِهِ إِلاَّ نَصَرَهُ اللَّهُ فِي مَوْطِنٍ يُحِبُّ نُصْرَتَهُ [4] Имам ат-Тирмизи приводит несколько иную версию с уточняющим смыслом: «Кто защитит честь своего брата в его отсутствие, Аллах защитит лицо его от огня Дня Воскресения» مَنْ رَدَّ عَنْ عِرْضِ أَخِيهِ بِالْغَيْبِ, رَدَّ اَللَّهُ عَنْ وَجْهِهِ اَلنَّارَ يَوْمَ اَلْقِيَامَةِ