• Информационный отдел МРО

10. Опережение в приветствии



Продолжаем публиковать главы из книги "Простые благодения" муфтия Таки Усмани 10. Опережение в приветствии Приветствие братьев-мусульман является одной из практик, которые являются отличительной чертой Ислама. Известен следующий хадис: «Кто приветствует других первым, тот ближе к Аллаху» [1] (Абу Дауд). Не обязательно приветствовать только тех, с кем знаком; приветствие незнакомцев, которые являются мусульманами – весьма достойное дело. Нашего Пророка, ﷺ, как-то спросили о том, какое действие хорошо для мусульман. Среди перечисленного Мухаммадом было и следующее: «Вы должны приветствовать людей, будь они знакомы вам или нет»[2] (Сахих Бухари, Сахих Муслим). Об Абдуллахе ибн Умаре сообщается, что иной раз он выходил из дома, чтобы поприветствовать всех встреченных им мусульман[3] (Муватта имама Малика). Правильное толкование этого хадиса заключается в том, что хотя следует приветствовать других, но не обязательно приветствовать каждого, кого вы увидите, ибо это невозможно, а местами просто неприемлимо (Ибн Муслих, «Аль-Адаб аш-Шариʼа», т. 1, с. 422,). Сунной является приветствовать семью при входе в дом. Наш Пророк, ﷺ, наставлял своего слугу Анаса следующим образом: «Анас! Когда ты входишь в свой дом, поприветствуй членов своей семьи, этот поступок принесет благословение и тебе, и им»[4] (Тирмизи). Даже входя в пустой дом, следует произнести слова приветствия с намерением поприветствовать ангелов. Абдуллах ибн Умар говорил в таких случаях: أَلسَّلاَمُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحيِن «Ас-саляму аляйна уа аля ибади Ллаhи солихин» «Мир нам и праведным Божьим рабам!» («Аль-Адаб аш-Шариʼа» Ибн Муслиха, т.1, с. 424). Хадис также призывает мусульман четко произносить слова приветствия, чтобы их можно было услышать и понять. Хотя для исполнения сунны приветствия достаточно фразы: اَلسَّلاَمُ عَلَيْكُمْ «Ас-саляму алейкум!» («Мир вам!»), но добавление слов: وَرَحْمَةُ الله وَبَرَكَاتُهُ «уарахматуллаhи уабаракатуh» («и милость Аллаха, и Его благословение») предпочтительнее. Имран ибн Хусейн рассказывает, что однажды он и другие люди были в присутствии нашего Пророка, ﷺ, когда пришел человек и сказал: «Ас-саляму алейкум!», на что Мухаммад, ﷺ, ответил салямом[5] и сказал: «Десять» (то есть поприветствовавший его заработал десять наград); затем пришел другой человек и сказал: «Ас-саляму алейкум уарахматуллаh», на что Пророк ответил салямом и сказал: «Двадцать» (т. е. человек получил двадцать наград); наконец, третий человек вошел и сказал: «Ас-саляму алейкум уарахматуллаhи уабаракатуh», на что Пророк ответил салямом и сказал «Тридцать» (то есть вошедший заработал тридцать наград)[6] (Абу Дауд, Тирмизи. Джами аль-Усуль, с. 601, т. 6). Здесь следует отметить, что салям, т.е. приветствие – это сунна только тогда, когда встреченный человек не был занят или когда салям не мешал ему. Если же салям будет отвлекать его при занятости, например, при чтении Корана или в выполнении зикра, при уходе за больным, учебе или при занятии чем-то еще, то следует дождаться окончания работы и поприветствовать человека после этого. Точно так же неправильным будет давать салям, когда кто-то произносит речь. Однако, если группа людей сидит тихо, и кто-то проходит мимо, он должен приветствовать их; если кто-то хочет присоединиться к ним, тогда достаточно только одного саляма, и один ответ на салям от одной группы будет достаточен для исполнения сунны. Быть первым, давая салям – это сунна, и тот, кто не отвечает на него, совершает пусть и маленький, но грех. Когда получено письмо, в котором написано «Ас-саляму алейкум!», на него следует ответить надлежащим образом во время прочтения письма. *** Приветствуй миром всех всегда – Пускай обходит всех беда, Пусть благодать нас окружает, А милость Божья – украшает. [1] Сунан Абу Давуд, 5197. Оригинал хадиса: إِنَّ أَوْلَى النَّاسِ بِاللَّهِ مَنْ بَدَأَهُمْ بِالسَّلاَمِ [2] У Бухари хадис приведен в такой форме: «От Абдуллаха ибн Амра передается, что некий мужчина спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, какое исповедание ислама является наилучшим. И тот ответил: «Тебе надлежит кормить людей и приветствовать тех, кого знаешь, и тех, кого не знаешь»». عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو، أَنَّ رَجُلاً، سَأَلَ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم أَىُّ الإِسْلاَمِ خَيْرٌ قَالَ ‏ "‏ تُطْعِمُ الطَّعَامَ، وَتَقْرَأُ السَّلاَمَ عَلَى مَنْ عَرَفْتَ، وَعَلَى مَنْ لَمْ تَعْرِفْ ‏"‏‏.‏ [3] Это сообщение созвучно приведенному имамом Бухари в книге «Адаб аль-муфрад»: «Никто не мог предшествовать или опередить в приветствиях Ибн Умара». عَنْ بُشَيْرِ بْنِ يَسَارٍ قَالَ‏:‏ مَا كَانَ أَحَدٌ يَبْدَأُ، أَوْ يَبْدُرُ، ابْنَ عُمَرَ بِالسَّلامِ‏.‏ [4] Оригинал хадиса (цит. по Рияд ас-Салихин): وعن أنس رضي الله عنه قال‏:‏ قال لي رسول الله صلى الله عليه وسلم ‏:‏ ‏ "‏يا بُني، إذا دخلت على أهلك، فسلم، يكن بركة عليك، وعلى أهل بيتك‏" [5] т.е., сказал: وَعَلَيْكُمُ السَّلاَم «Уа алейкуму салям» («И вам мир»). [6] Оригинал хадиса, как он приведен у имама Тирмизи: عَنْ عِمْرَانَ بْنِ حُصَيْنٍ، أَنَّ رَجُلاً، جَاءَ إِلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم فَقَالَ السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ ‏.‏ قَالَ قَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم ‏"‏ عَشْرٌ ‏"‏ ‏.‏ ثُمَّ جَاءَ آخَرُ فَقَالَ السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللَّهِ فَقَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم ‏"‏ عِشْرُونَ ‏"‏ ‏.‏ ثُمَّ جَاءَ آخَرُ فَقَالَ السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ فَقَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم ‏"‏ ثَلاَثُونَ ‏"‏ ‏.