• Информационный отдел МРО

СОХРАНИТЬ ЕДИНСТВО И НЕ ДОПУСТИТЬ НОВОГО РАСКОЛА


Публикуем ответ общин нашего Объединения на «Обращение», вышедшее на сайте islam.by

СОХРАНИТЬ ЕДИНСТВО И НЕ ДОПУСТИТЬ НОВОГО РАСКОЛА

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Недавно на сайте islam.by вышло «ОБРАЩЕНИЕ к мусульманам общин, входящих в состав Мусульманского Религиозного Объединения в Республике Беларусь».

Мы решили внимательно прочитать его, чтобы такой важный документ не создал однобокое впечатление о деятельности нашего Объединения, коль скоро о ней идет речь. Прежде всего, мы сильно огорчились, узнав об этом обращении уже после его публикации, тем более, на сайте и в газете, относящимся к другой исламской организации. Было бы уместно обсудить всем вместе имеющиеся проблемы и прийти к единому мнению о дальнейших перспективах нашего общего будущего. Ну, раз уж вышло такое обращение, то считаем своим долгом поделиться с вами, уважаемые читатели, нашими мыслями по этому поводу. Многое в нем не соответствует действительности, с чем большинство неравнодушных мусульман согласиться никак не может.

Мы приведем некоторые пассажи из данного обращения и подумаем вместе с вами, правомерны ли такие высказывания в адрес муфтията МРО в РБ (орфография авторов обращения сохранена).

О делах прошлых и нынешних…

Согласно слов авторов данного обращения, оно «направлено как к руководителям общин, так и к каждому мусульманину в отдельности в канун предстоящего съезда МРО в РБ с просьбой обсудить на своих собраниях нынешнее состояние процесса нашего духовного возрождения».

Нет сомнения, свежий взгляд на проблему весьма интересен. Дальше автор (авторы?) приводит некоторые факты из истории Ислама в Беларуси с 1994 по 2005 годы, когда Исмаил Мустафович Александрович возглавлял муфтият МРО в РБ: «…первым заметным шагом нашего духовного возрождения было проведение в феврале 1994 года первого Учредительного съезда мусульман Беларуси, на котором были обсуждены и единогласно приняты четыре главных направления работы для избранного Управления – муфтията МРО в РБ во главе с Исмаилом Мустафовичем Александровичем».

Этот экскурс в историю полезен для тех, кто в 2001-м и 2005-м году решил выйти из состава МРО в РБ – а это Духовное управление мусульман в Республике Беларусь (во главе с Исмаилом Вороновичем, после которого власть перешла его сыну Али) и община г. Гродно во главе с Рафаилом Резяповым. Мусульмане этих двух организаций не смогли в дальнейшем помочь развитию своих общин в русле принятых в 1994 году положений. А ведь шариат прямо запрещает подобные выходы и говорит о необходимости подчиняться только одному руководителю мусульман. Еще раз: ДУМБел вышел из состава Объединения в 2001 г., при первом муфтии, Исмаиле Мустафовиче Александровиче, когда и речи не шло о смене руководства МРО. Раскол среди мусульман Беларуси начался именно тогда, задолго до 2005 г.

И еще. Муфтият – это не один только муфтий. Работа в направлении создания единой мусульманской организации начиналась задолго до учредительного съезда, в далеком уже 1988 году. После общественной работы в виде культурно-национальной организации, после достижений многих успехов (включая получение участка под строительство мечети). Первый муфтий работал в команде с такими «отцами-основателями», как Ибрагим Канапацкий, Якуб Якубовский, Абу-Бекир Шабанович, Магомет Богданович, Исмаил Меметов, Исмаил Воронович и другие активисты. И на местах были настоящие энтузиасты: Мустафа Шабанович, Исмаил Шабанович и Мустафа Радкевич в Ивье, Али Шагидевич и Борис Шагидевич в Новогрудке, Александр и Юсуф Криницкие в Гродно, Сулейман Байрашевский в Слониме, Эльмира Ахрем в Молодечно, МерьемаГембицкая в Видзах, Бронислав Шагидевич в Ошмянах. Во многом их умы, сердца и руки делали огромную работу по просвещению, возведению мечетей. Сегодня в делах муфтията, следуя примеру предшественников, по своим направлениям тоже помогают неравнодушные мусульмане: Ильдар Гариев, Рустам Хасеневич, Давуд Якубовский, Максат Овезов, Касум Адилбегов, Абдулла Магомедов, Иван Шабанович, Адам Радецкий, Али Якубовский, Мамедага Албабаев, Игорь Хасеневич, Давуд Радкевич, Аминя Хасеневич, Эльмира Мухаметзянова, Елена Иващенко, Рания Ющенко, Анжелика Якубовская, Фатима Якубовская и еще десятки и сотни людей, имена которых мы не называем, чтобы не удлинять этот список.

Автор обращения продолжает историю: появление мечетей в Слониме (1994 г.), в Смиловичах (1996 г.), в Новогрудке (1997 г.), Видзах (1999 г., закрыта в 2014 г.), в Клецке (2000 г.), в Ловчицахи в Молодечно (2002 г.). «И, наконец, в период работы первого муфтията…в 1999 – 2002 годах был разработан рабочий проект мечети...Строительство мечети было начато организацией во главе с Мусиным Равилем Рауфовичем в феврале 2004 года, и ко времени проведения внеочередного съезда МРО в Республике Беларусь в ноябре 2005 года были построены фундаменты, стены цокольного этажа и над цокольным этажом стены собственно мечети до подоконников. На возведение этих объемов спонсор перечислял поэтапно строителям 700 тыс. долларов, а после смены состава Управления – муфтията прекратил финансирование, стройка остановилась…»

И здесь возникает вопрос: спонсор работал ради Ислама или ради выборов «правильного» муфтия? При чем тут вообще смена состава Управления?

Мечеть, по милости Аллаха, с огромными усилиями и при поддержке Фонда Управления по делам религии Турции удалось достроить в 2016-м году и с тех пор она стала настоящим центром Ислама в Беларуси, принимая тысячи людей ежегодно.

«По второму направлению работы (организация новых мусульманских общин), в период 1994–95 годов были зарегистрированы 9 новых общин, к 1997 году зарегистрировались еще 3 общины, а в 1998 году еще одна в областном городе Гомель».

Замечательно, безо всякой иронии. Для сравнения: в МРО уже сегодня готовятся документы на создание нескольких новых общин, которые в ближайшее время будут переданы на регистрацию. Но главное – мы не хотим, чтобы закрылись из-за нехватки прихожан маленькие общины, основанные в 90-е, пытаемся приобщить к оживлению этих общин молодежь. Сложности есть, но работа не останавливается.

Продолжаем: «По направлению просвещения были организованы и работали с помощью студентов из мусульманских стран, таких как Сирия, Ливия, Тунис, Алжир, Йемен, воскресные школы в общинах Минска, Ивья, Новогрудка, Лиды, Ошмян, Слонима, Клецка, Молодечно, Глубокого, Ляхович, Гродно, проводились детские исламские лагеря, направлялись молодые люди на учебу в Турцию, Судан, Ливию, издавались газеты и журналы МРО в Республике Беларусь».

А что сегодня? Ежегодно проводятся детские исламские лагеря (причем раздельно для мальчиков и девочек), воскресные школы работают в Новогрудке, Ивье, Могилеве, Минске, Бресте. Там, где воскресные школы не удалось организовать, в большинстве случаев причина – в пассивности самих мусульман и отсутствии заинтересованных детей и взрослых. Но это не значит, что нигде нет воскресных школ: для примера, в Минске – свыше полусотни учеников, в Могилеве – больше полутора десятков. В 2020 г. проведен первый молодежный форум мусульман Беларуси, в условиях пандемии начата учеба для руководства общин через интернет. Нашу молодежь на учебу ждут Россия (Москва, Татарстан, Башкортостан, Дагестан) и Турция,как очно, так и заочно – и это как минимум. Все желающие поступают и учатся там, согласно имеющимся договоренностям с нашим Объединением. Газеты и журнал издаются и сегодня, печатаются новые книги.

«…В тот период со стороны Управления МРО в РБ были установлены тесные связи с мусульманами России (Москва, Татарстан, Поволжье), Польши, Литвы, Турции, Украины, Ливии». Все вышеназванные страны, кроме тех, кому мешает вести широкую работу война, продолжают связи с МРО. На открытие мечети в 2016 году прибыли Президенты Беларуси и Турции, также с официальными визитами бывали представители Турции, Ирана, Катара, Казахстана, Польши, Нигерии и других стран.

«Представленный нами выше краткий обзор выполненных совместными усилиями за почти 12 летний период (февраль 1994 – ноябрь 2005 гг.) работ на пути возрождения Ислама в Беларуси может послужить основой для обсуждения на собраниях общин для извлечения конкретных выводов и предложений для использования делегатами общин на предстоящем съезде МРО в Республике Беларусь».

Автор или авторы немного лукавят. А как же 15-летний период с 2005-го по 2020-й годы? Неужели за все это время ничего не сделано? Неужели не было издано только в 2007-2009 годах двух сборников хутб, сборника дуʼа («Спутник мусульманина»), учебника по таджвиду, по основам исламских знаний («Путь к свету»), брошюры по нормам похорон? Разве не был открыт в 2007 г. молитвенный дом в г. Ошмяны, а в 2016-м – Минская Соборная мечеть? Неужели не считаются работой ежегодные Дни памяти на мизарах, раздача курбанины в дни праздника Ид аль-адха, ежегодные научные конференции и выход новых книг по вероубеждению и другим исламским наукам?

«Для оживления работы МРО в Республике Беларусь в будущем, мы считаем в первую очередь необходимым установления атмосферы доверия и доброжелательности между всеми участниками нашего возрождения, от рядового члена каждой общины до Председателя Управления МРО в Республике Беларусь». Какие же меры должны, по мнению авторов обращения, поспособствовать атмосфере доверия и доброжелательности? А вот какие:

«1. Строго следовать действующему Уставу Объединения в части сроков работы вновь избранного Управления (муфтията) – 4 года». По ныне действующему Уставу – 5 лет.

«2. Избрание Председателя Управления – тайное голосование, и только делегатами от каждой из общин. Члены муфтията, а также члены ревизионной комиссии прошлого состава не могут принимать участие в голосовании в виду потери их статуса на момент проведения съезда.

3. Избрание и утверждение других членов Управления – открытым голосованием». Процедура принятий всех решений съезда по Уставу – только путем открытого голосования. Да и зачем прятаться, для того, чтобы выбрать главу мусульман Беларуси?

«4. Согласно Уставу все заседания и собрания любого формата проводит и является председателем на каждом из них – Председатель Объединения, да, но на отчетно – выборном съезде этого делать нельзя. В этом случае нужно избирать председателя съезда во время проведения оного, дабы бывший Председатель держал отчет перед делегатами, а не руководил съездом».

Согласно п.3.2.1. Устава на заседаниях Съезда председательствует Муфтий. Против Устава идти нельзя.

«5. Не допускать избрания в Управление Объединения людей связанных родственными узами». Такого пункта в Уставе нет.

Ну да ладно. Допустим, примем мы такие поправки. Дальше что? Это все точно поможет установлению доверия? Тайное голосование как-то поможет сплочению мусульман? Или отстранение Председателя Управления от руководства съездом поможет возрождению Ислама? И что, если родственники в Управлении будут, это как-то затормозит развитие многотысячной массы мусульман Беларуси, не даст им делать намаз или держать пост, или, может, ограничит их женам ношение хиджаба?

Все рушится… у кого?

Продолжим. «За последнее десятилетие наше Объединение все больше и больше разрушается, по всем выше перечисленным направлениям у нас дела идут в худшую сторону. Количество общин уменьшилось, новых не появилось, а особое внимание и заботу нужно обратить на организацию и официальную регистрацию новых общин... Для такой работы необходимы ресурсы, а их опять же, к сожалению, нет. Те из молодых людей, кто вернулся после учебы и хотел бы работать в МРО, не были приняты на работу в виду отсутствия источника финансирования заработной платы».

Картина нарисована, конечно, безрадостная. Но если оставить эмоции и поразмыслить, то не все так уж страшно. Источники финансирования и ресурсы сегодня отсутствуют у всех без исключения мусульманских организаций и общин Беларуси. Принять на работу сегодня можно лишь немногих желающих, к сожалению. Тем не менее, в данный момент МРО в РБ объединяет всех активных и грамотных волонтеров, более того, делая ставку не на «прикомандированных из исламских Духовных Управлений зарубежья специалистов», как полагают авторы обращения, а на местных мусульман, граждан Республики Беларусь. Работа над переходом к самообеспечению нужд общин и мечетей ведется. Даже в 2020-м «коронавирусном» году общими усилиями получилось организовать и коробки с помощью нуждающимся, и сделать внушительный вклад в раздачу курбанины. Для более дорогостоящих проектов мы ищем спонсоров или подключаем местных активистов, которые берут на себя ремонт и переоборудование мечетей и молитвенных домов. Эта работа не останавливалась никогда, не прекращается и сегодня.

Фраза, что-де иностранные специалисты «даже газету МРО в РБ подготавливают и издают за нас с вами», несправедлива и не соответствует действительности.Почти все материалы газеты «Жизнь» готовят местные авторы, а помощники из других духовных управлений лишь верстают ее и высылают оргинал-макет. Печатаем же мы газету за свой счет, по крайней мере, половину номеров. С этого года мы выходим на самостоятельное издание. И да, а где помощь собственно «нас с вами»? Где, хотя бы, статьи от имамов и председателей общин о достоинстве веры, поклонения и добрых дел? Где обсуждение насущных вопросов на местах (не о выборах муфтия, а об открытии воскресных школ, благотворительных акциях для стариков и неимущих, например)?

«Вот совсем недавно Беларусь покинул Зариф Зудин, покинул, разочаровавшись в нынешнем Управлении МРО в Республике Беларусь. Более десяти лет он был среди нас и подготовил целую плеяду учеников».

Да уж, на одну правду – две неправды. Отъезд имама Зарифа, безо всякого сомнения, чувствительная потеря в рядах активистов МРО в РБ. Но, авторы обращения сами предложением выше говорили, что «когда-то они (помощники из зарубежья) вернутся к себе на родину». Зачем раздувать скандал на ровном месте? Ведь Зарифа хазрата проводили все сотрудники муфтията во главе с муфтием Абу-Бекиром хазратом Шабановичем. Никто ни на кого не обижался и ни в чем не разочаровывался. Напротив, в своей прощальной речи имам поблагодарил и муфтия, и коллег, особо подчеркнув, что он воспитал достойных учеников и теперь им предстоит продолжать начатое хазратом дело. Где авторы увидели разочарование? Да и в России он не забывает о нас, хотя и занят служением уже в другой мечети.

Немного о халяле…

«Наверное, есть над чем задуматься, если заместитель Председателя Управления – племянник, член муфтията – племянник, мало того, ими же при Соборной мечети организовано ООО «БелХаляль», которое возглавляет заместитель муфтия, предприятие исправно работает». Действительно, очень странно, что выпускник исламского университета в Триполи (Ливия), специалист в области исламоведения и эксперт в области халяль-сертификации Рустам Хасеневич успешно руководит предприятием по этой самой сертификации, попутно отвечая за работу отдела международных отношений муфтията. Надо же, специалист занимается своим делом, удивительно! Или может, кто-то думает, что этим должен заниматься человек без исламского образования?

И с позиции нас, простых мусульман, то, что в Беларуси уже сегодня можно купить мясную или другую продукцию халяль и не волноваться за качество со стороны канонов Ислама – это громадная заслуга перед всеми верующими нашей страны. Поэтому, следует лишь поблагодарить всех причастных к этому важному делу и вознести дуʼа за них и тех, кто им помогает в этом, а не считать их прибыли или убытки.

«Из опыта прошлых лет становится понятным, что работа нашего Объединения на общественных началах приведет в лучшем случае к тому, что ею будут заниматься пенсионеры, а в худшем мы можем потерять все, что в 90-е годы начали возрождать».

Увы, даже не все пенсионеры у нас занимаются работой нашего Объединения. К сожалению, есть и такие пенсионеры и не-пенсионеры, которые нашему Объединению уделяют внимание лишь перед отчетно-выборными собраниями, да и то, чтобы попенять на «плохую работу». Как же вести работу хорошую, представление у них весьма смутное. А это очень плохо, когда за критику работы других берутся те, кто эту работу сам не делает. К слову, о работе. Активисты Объединения, в том числе, женской организации при МРО в РБ, за свою работу денег не просят. Хотя еженедельно их силами обучение в стенах Минской Соборной мечети проходят десятки дошкольников, школьников и студентов. На проведение летних (и не только) лагерей тратят свои отпуска и свое личное время, отдавая детям не только исламские знания, но и свою душу. Об этом расскажут вам ваши дети. Не просят денег за свою работу имамы и председатели общин, которые проводят десятки экскурсий по мечетям Минска, Ивья, Смилович. Не просят денег имамы и председатели общин Ивья, Бреста, Могилева, Минска, Слонима, Смилович, Узды, Орши, Мяделя, Глубокого, Ошмян, Скиделя… Хотя многие, может, были бы и не прочь. Но тут ведь вот какое дело: неудобно просить, а тем более требовать, зная, что муфтият – не дойная корова, что каждая копейка на счету, тем более, когда мир охвачен кризисом.

…И снова о деньгах

«Только переход к профессиональным работникам, получившим профильное образование и работающим не по совмещению, а по профессии имама – хатыба в каждой из наших общин приведет к нашему общему дальнейшему возрождению и, по милости Всевышнего, процветанию. Имам должен заниматься своей проповеднической миссией в каждом из наших городов и получать за свою работу достойную зарплату, чтобы молодые люди шли в исламские учебные заведения с уверенностью в будущем рабочем месте».

Это все конечно хорошо. Но авторы обращения как-то не обращают внимания на одну маленькую деталь: а откуда брать средства на эту самую «достойную зарплату»? Кто из подписантов или авторов готов из собственного кармана оплачивать даже не зарплату имамам, а хотя бы коммунальные расходы хотя бы одной только Минской Соборной мечети? Да и имамы, работающие здесь, получали профильное образование, тратили деньги на учебу и литературу, содержат уже свои семьи и тоже нуждаются в помощи. Считать чужие деньги и разбрасываться лозунгами все горазды, а где конкретные предложения и варианты решения?

«Председатель Управления в первую очередь должен быть хозяйственником, администратором, человеком, который сможет объединить всех мусульман в одну семью и обеспечить финансовую стабильность Объединения. Мы не можем существовать достойно на пожертвования спонсоров, пример, который часто приводят, глядя на мусульманские страны, где служителей мечетей содержит общество, к нам, к сожалению, не применим».

А почему? Вот в соседней немусульманской Российской Федерации и мечети, и служители мечетей, и весь аппарат духовных управлений содержится исключительно за счет прихожан, простых мусульман. Так что не должен Председатель Управления обеспечивать финансовую стабильность Объединения (хотя и пытается это делать, привлекая спонсоров, меценатов и просто неравнодушных состоятельных людей). Хотя и нет такого пункта в Уставе МРО в РБ. Не нужно решать проблемы своей пассивности за счет муфтия и муфтията. Когда вам не хватает денег, вы не идете к председателю райисполкома с требованием дать вам зарплату за то, что вы работаете в своем дворе, не так ли? Муфтият занимается благотворительностью, это да. Но о зарплате ни в одном Уставе, хоть общины, хоть всего Объединения, речи нет. Есть возможность – они помогают нам, нет – мы помогаем им.

Но все эти факты, видимо, неизвестны авторам обращения. Уж не знаем, по причине ли занятости делами по возрождению Ислама, или по причине отдаленности от дел современного мусульманского сообщества Беларуси. Нам кажется, что они просто немного застряли в 90-х, видя лишь вчерашние успехи и не замечая успехи сегодняшние, наивно полагая, что изменив правила проведения съезда, им удастся привести людей в мечети, научить их намазу, посту и другим видам поклонения, а заодно и решить вопрос с зарплатами имамам. Они совершенно справедливо заметили, что «называть себя лидером мусульман Беларуси и быть им по-настоящему огромная разница». Именно поэтому наш муфтий Абу-Бекир Шабанович и не называет себя «шейхом», не претендует на чьи-либо кресла и должности в ДУМБел или еще где-то. У него и без этого хватает дел. Как и у всех сотрудников муфтията. Проводится научная, благотворительная и просветительская работа, ведется диалог со всеми мусульманами Беларуси и зарубежья, с государством и обществом. Все добрые традиции и нормы Ислама в МРО в РБ сохраняются и поддерживаются. Все наши мечети открыты для всех, кто идет к Богу, ищет Истину, хочет познать Ислам.

Выводы

«В завершении нашего обращения мы хотим поделиться вместе со всеми вами большой радостью в достижении одной из важных целей нашего возрождения – окончанием строительства прекрасной, просторной, удобной Соборной мечети в г. Минске, торжественное открытие которой состоялось 11 ноября 2016г. в присутствии Президентов двух стран – Беларуси и Турции».

И это действительно огромная радость. Но радость для тех, кто лично принимал и принимает участие в жизни этого храма, обучает в нем детей и взрослых, посещает и проводит намазы, участвует в благоустройстве и повседневных делах. Это радость для причастных к мечети активистов и волонтеров, прихожан и учеников. Но никакой радости, видимо, от этого храма тем, кто вместо конструктивной работы занят выискиванием негатива и созданием проблем.

Да, и еще маленький нюанс, вы полагаете, что само это торжество открытия мечети в присутствии двух Президентов было бы возможно без высокого авторитета нашего Муфтия? Или авторитет нашего Муфтия не влияет на уважение белорусских мусульман нашим Александром Григорьевичем Лукашенко? А эту похвалу мы все принимаем в свой адрес.

«Мы выражаем глубокую благодарность Посольству Турции в Республике Беларусь, руководству Духовного Управления Турции (Диянет), руководству и непосредственно исполнителям строительных и отделочных работ за их большой трудовой и финансовый вклад в завершение строительства мечети.

При этом мы высоко оцениваем убедительные доводы, приведенные Председателем Управления МРО в Республике Беларусь Шабановичем Б.Ю. при убеждении турецкой стороны в принятии решения о завершении строительства мечети».

И даже в позитивной части обращения допущена грубая ошибка – муфтий МРО в РБ не «Б.Ю.», а «А.-Б. Ю.» (Абу-Бекир Юхьянович), согласно данных паспорта. Да, подписанты обращения не вели переговоры с Турцией, не доказывали необходимость доведения до конца стройки мечети, не приглашали на работу всех неравнодушных мусульман, не думали о том, как выстраивать диалог между верующими и властью, как оплачивать текущие расходы, попутно организуя раздачу курбанины, издавая на мизерные средства полезные книги и газеты, собирая группы паломников в хадж безо всякой платы за проезд и пребывание там. Это все прошло мимо них. И они думают, что все само собой решится, как только власть достанется кому-нибудь из их компании.

«Мы выражаем надежду, что очередной отчетно – выборный съезд МРО в Республике Беларусь пройдет в обстановке мира, согласно Уставу и наших искренних намерений.

Уверены, что это обращение не оставит равнодушными всех нас, и с помощью Всевышнего мы сможем возродиться, сплотившись в одну семью».

Наделав столько шума, внеся такую фитну, только и остается, что надеяться на «обстановку мира». Равнодушными нас оно точно не оставит. Мы не сомневаемся в искренности намерений тех, кто подписал это обращение, надеясь на улучшение дел в своих общинах. Мы верим, что авторы хотели как лучше. Но вряд ли улучшат жизнь мусульман Беларуси такого рода обращения, выпущенные за спиной (и в спину) муфтията МРО в РБ, и опубликованные муфтиятом ДУМБел, который откололся от нашей общей семьи 19 лет назад. Мы не вмешиваемся в дела других организаций, но настаиваем на невмешательстве во внутренние дела нашего Объединения и с их стороны.

Сейчас перед нами стоит серьезная задача – не допустить очередного раскола и нарастания вражды между мусульманами Беларуси. Всем неравнодушным людям сегодня важно сплотиться и оказать друг другу поддержку в сохранении единства в рядах МРО в РБ. А окончательные выводы делайте сами, уважаемые мусульмане и мусульманки. Обсудите и наш ответ на собраниях общин, отправляя своих делегатов на съезд Объединения. И пусть рассудит всех нас Аллах.

P.S. Исмаил Мустафович Александрович сообщил представителям МРО в РБ, что свою подпись под обращениемна сайте islam.by не ставил, поскольку авторы обращения ему пообещали показать итоговую версию с его правками, но почему-то не показали.

Председатель общины г. Молодечно Али Рафалович, перечитав опубликованный текст обращения с сайта islam.by, в знак несогласия с ним решил свою подпись отозвать и поддержал позицию большинства общин МРО в РБ.

Настоящее обращение подписали:

Али Шагидевич – первый председатель мусульманской общины г. Новогрудок.

Иван Шабанович – председатель мусульманской общины г. Ивье.

Эльмира Мухаметзянова – председатель мусульманской общины г. Могилев.

Али Якубовский – председатель мусульманской общины г. Глубокое.

Фатима Якубовская – председатель мусульманской общины г. Ошмяны.

Али Рафалович – председатель мусульманской общины г. Молодечно.

Игорь Хасеневич – председатель мусульманской общины г.п. Смиловичи.

Мамедага Албабаев – председатель мусульманской общины г. Орша.

Галина Муравская – председатель мусульманской общины г. Мядель.

Амурат Мискевич – председатель мусульманской общины г. Узда.


Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!