• Информационный отдел МРО

"Простые благодеяния" ч. 2


Уважаемые гости сайта «mechet.by»! Представляем вашему вниманию главы из книги «Простые благодеяния», которую написал муфтий Таки Усмани. Приятного чтения!

Некоторые важные моменты относительно книги

Здесь обсуждаются только те дела, которые не связаны со значительными усилиями, но обладают большими достоинствами и заслуживают награды. Цель состоит в том, чтобы пробудить в сердцах читателей желание совершать эти деяния, уделять им внимание и увеличить свой запас добра для загробной жизни. Однако, при чтении этой книги необходимо помнить следующие моменты:

Во-первых, поскольку в этой брошюре рассматриваются только те добрые дела, которые легко совершить без особых усилий, дела, к которым можно приступать немедля, то здесь не говорится об однозначно предписанных действиях[1]. Поэтому следует знать, что дин (т. е., религия) вовсе не ограничена делами, упомянутыми здесь. Заповеди религии охватывают все аспекты жизни, и каждый мусульманин обязан совершать все предписанные действия и воздерживаться от греха.

Эта книга преследует две цели:

1. Тем, кто уже выполняет предписанные обязанности, настоятельно рекомендуется добавить эти простые в исполнении действия в свой распорядок дня, сделав их богоугодной привычкой.

2. Вторая цель состоит в том, чтобы заинтересовать тех, кто считает, что все заповеди веры слишком трудны для соблюдения. Такие люди часто отклоняются от веры как таковой. Убедив же их совершать несложные благодеяния, мы сможем подвести людей и к основам веры. Автор надеется, что начав совершать эти простые дела, в сердцах людей постепенно пробудится желание соблюдать и остальные заповеди Ислама.

Во-вторых, необходимо понять, что в этой книге цитируются хадисы (высказывания нашего Пророка ﷺ), которые обещают Божественное прощение за некоторые очень простые действия. При чтении этих хадисов следует помнить, что посредством добрых дел автоматически искупаются лишь незначительные грехи; тяжкие же проступки требуют полноценного покаяния и оставления их впредь. В Священном Коране говорится:

(( إِن تَجْتَنِبُوا كَبَائِرَ مَا تُنْهَوْنَ عَنْهُ نُكَفِّرْ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ ))

«Если вы станете избегать смертных грехов, которые вам запрещено совершать, Мы искупим ваши второстепенные проступки» (4:31).

Подобным образом и грехи, связанные с правами человека, не прощаются до тех пор, пока потерпевшему не будет возмещен ущерб или пока потерпевший не простит правонарушителя.

Таким образом, упоминание о грехах, прощаемых посредством простых благодеяний, не должно вводить читателя в заблуждение, что якобы независимо совершенных им грехов, он в любом случае получит Божественное прощение благодаря этим добрым делам.

Следует помнить об обстановке, в которой Пророк Мухаммад ﷺ говорил о Божественном Прощении за добрые дела. В те годы трудно было представить верующего (муʼмина), совершившего тяжкий грех и не раскаивающегося за него.

В-третьих, учитывая вышеупомянутые два момента, нельзя забывать следующее высказывание нашего Пророка ﷺ:

لاَ تَحُقَرَنَّ مِنَ المَعْرُوفِ شَيْئاً

«Никогда не считайте благое дело незначительным»[2].

Никогда не следует отчаиваться по поводу наших дел: следует понять что благодеяние никогда не бывает незначительным пред Богом, и поэтому нельзя упускать возможность делать добро, поскольку вполне возможно, что даже одно доброе дело будет вознаграждено Богом, после чего вся наша жизнь может измениться.

Эта книга, если читать ее с учетом этих соображений, будет полезна всем мусульманам. Пусть Аллах вознаградит наши скромные усилия и дарует нам возможность совершать добрые дела.


1. Благое намерение

Намерение – это алхимический рецепт, который может превратить грязь в благородное золото. Хадис гласит:

إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ

«Каждое деяние – по намерению» (Бухари, Муслим).

Нередко это понимается так: достаточно иметь хорошее намерение, и оно будто по волшебству превратит грех человека в похвальное деяние. Это не так. Грех – это всегда грех, независимо от того, насколько благородным могло быть намерение согрешившего. Например, если кто-то вломится в дом, чтобы украсть что-либо с намерением раздать столько милостыни, сколько он украдет, он все равно будет вором, заслуживающим предписанного наказания. Его благие намерения не принесут ему никаких заслуг и его грех не будет прощен.

Что же означает этот хадис?

1. Доброе дело заслуживает награды только в том случае, если оно совершено с правильным намерением. Например, молитва заслуживает награды только тогда, когда молишься о Божественном довольстве; если кто-то молится, чтобы произвести впечатление на других, то вместо того, чтобы зарабатывать награду, он получит наказание.

2. Второе толкование заключается в том, что все дозволенные поступки фактически не приносят ни наград, ни наказаний. Однако, если они совершаются с добрыми намерениями, они становятся актами поклонения и заслуживают награды. Например, употребление пищи дозволено, однако если человек ест с намерением, чтобы пища дала ему энергию, которой он воспользуется для служения Аллаху, акт принятия пищи принесет пользу. И точно так же, если человек ест с намерением, чтобы воздать своему телу его права и выполнить свои обязанности перед ним, которые включают в себя питание, или если он ест с намерением получить удовольствие и ощутить вкус, и поблагодарить Аллаха за это, еда становится актом, заслуживающим награды.

Нет законного дела жизни, которое, будучи сделаным с добрыми намерениями, не заслужило бы Божьего вознаграждения.

Несколько примеров прояснят этот вопрос:

a) Честный заработок, будь то сфера торговли, услуг, промышленности или сельского хозяйства. Тогда, если человек, удовлетворив потребности своей семьи, потратит все сэкономленное на помощь бедным и на другие подобные благодеяния, то он заработает дополнительные награды.

b) Когда человек учится, намереваясь служить человечеству посредством своих знаний, он продолжает зарабатывать награду, пока занимается приобретением знаний. Например, изучающий религию может принять решение распространять веру, студент-медик – облегчать страдания больных, студент-инженер – служить людям посредством своих специальных знаний и т. д. Все эти деяния достойны награды благодаря намерению, которое движет делающим их.

c) Если человек, зная, что наделение средствами к существованию является обязанностью Аллаха, которую Он непременно выполнит, выбирает определенную профессию или призвание с целью служения человечеству, его профессия принесет ему награду. К примеру, если кто-то начинает трудиться в медицинской сфере, сознательно выбирая ее среди других профессий для того, чтобы лечить больных, он заслуживает награду, даже если взимает какую-либо плату за свои услуги. Ведь такой человек без колебаний предоставит бесплатное лечение бедным и нуждающимся.

Торговец тканями, который выбрал эту профессию, чтобы продавать одежду людям, ибо одевание кого-либо является религиозным долгом, также заслуживает награды.

Точно так же правительственный служащий, мотивированный желанием служить простому человеку и удовлетворять его потребности, заслуживает награду. Таким образом, каждая профессия становится достойной, если намерение является правильным.

d) Если человек одевается в наряды, чтобы не хвастаться своим статусом или богатством, а порадовать других, это также достойно награды.

e) Если человек относится к своим детям с любовью, потому что это сунна нашего достохвального Пророка, ﷺ, это принесет ему награду.

f) Если кто-либо выполняет домашние дела, потому что это тоже сунна, то такой человек заслуживает награды в вечной жизни.

g) Приятная беседа с женой и детьми – сунна, поэтому такой поступок также заслуживает похвалы, если он совершается, чтобы следовать традиции мусульман.

h) Гостеприимство, если оно проявляется ради стремления к Сунне, является вознаграждаемым делом.

i) Выращивать саженец или растение в доме так, чтобы это могло быть однажды ​​использовано каким-либо человеком или животным – тоже доброе дело.

j) Письмо, написанное красивым и разборчивым почерком, чтобы читателю было легче его читать, является вознаграждаемым делом.

k) Если женщина надевает красивую одежду, носит украшения и украшает себя в домашнем кругу, чтобы угодить своему мужу, и если мужчина остается чистым и опрятным, чтобы угодить своей жене, оба супруга совершают доброе дело.

l) Если время проводится в дозволенном отдыхе в степени, необходимой для подготовки к выполнению обязанностей – это достойное дело.

m) Если часы носят для того, чтобы узнавать время молитвы и осознать ценность времени, которое должно быть потрачено на добрые дела – это действие заслуживает награды.

Есть несколько общих примеров из повседневной жизни, которые помогут человеку заработать себе благодеяния. Имам Газали справедливо заметил в своем труде «Ихья улюм ад-дин» («Возрождение наук о вере»), что в человеческой жизни не найти законных действий, которые, будь они совершены с правильным намерением, не могли бы быть превращены в вознаграждаемое дело. Даже если муж и жена доставляют друг другу взаимное удовольствие, при котором каждый из них намеревается отдать другому должное, это тоже приносит им пользу.

***

Коль исправишь намеренье в добрых делах –

Приумножит стократно награду Аллах.

Пусть Аллах облегчит нам путь добрых намерений и свершения благодеяний, пусть поможет украсить наши дела добрым нравом и чистотой намерений.


[1] Таких, как пятикратный намаз, пост месяца Рамадан, уплата закята и выполнение хаджа – эти виды поклонения нужно выполнять однозначно и является неверием отрицание их обязательности, даже если по каким-либо причинам не можешь их выполнять. [2] Полный текст хадиса приведен от Абу Хурайры имамом Муслимом в сборнике Сахих: «Не считай благое дело незначительным, пусть даже это будет улыбка, адресованная твоему брату».

وَعَنْ أَبِي ذَرٍّ ‏- رضى الله عنه ‏- قَالَ: قَالَ رَسُولُ اَللَّهِ ‏- صلى الله عليه وسلم ‏-{ لَا تَحْقِرَنَّ مِنْ اَلْمَعْرُوفِ شَيْئًا, وَلَوْ أَنْ تَلْقَى أَخَاكَ بِوَجْهٍ طَلْقٍ