• Информационный отдел МРО

Пост в день Арафа


Сегодня с наступлением захода солнца наступил девятый день месяца Зульхиджа, приходит большое количество хадисов на тему поста в этот день, говорящих о прощении за два года:


روي عن أبي قتادة رضي الله عنه: قال رسول الله ﷺ: صوم يوم عرفة يكفر سنتين؛ ماضية ومستقبلة


"Передается от Абу Катады, пусть Аллах будет доволен им, сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пост в день Арафа стирает [грехи за ]два года: прошлый и будущий".


Шариатское постановление [хукм] касательно поста в данный день - мустахабб/мандуб - побуждаемое действие, за оставление которого нет греха. Однако в данном поклонении особая возможность получить прощение за два года.


قال الطحطاوي:

"فيندب صومه إلا للحاج؛ لأنه ربما يضعف بصومه عن المطلوب منه يومه"

حاشية الطحطاوي(ص١٥١)

Сказал Тахтави: "Является мандубом [побуждаемым] держать пост кроме Хаджа, так как возможно ослабит постом от того, что требуется от него [хаджия] в этот день" Хашия Тахтави, стр. 151

‏قال علاءالدين السمرقندي:

"وأما صوم يوم عرفة في حق غير الحاج فهو مستحب؛ لأنه فضيلة على عامة الأيام"

تحفة الفقهاء(٣٤٣/١)

Сказал Аля ад Дин ас-Самарканди: "Что до поста в день Арафа касательно не хаджия то это мустахабб, так как в нем [дне Арафа] достоинство над другими днями". Тухфату ль-Фукаха, т.1, стр. 343.

قال الكاساني:

"ففي حق غير الحاج مستحب؛ لكثرة الأحاديث الواردة بالندب إلى صومه، ولأن له فضيلة على غيره من الأيام"

بدائع الصنائع(٧٩/٢)

Сказал Касани: "Касательно не хаджия - мустахабб, по причине большого количества хадисов приходящих с побуждением к посту, и также потому что в нем достоинство над другими днями".


Мнение учёных шафиитов - мустахабб для тех, кто не в хадже (Нихаяту ль-Мухтадж т.3, стр. 205)


Мнение учёных маликитов - мустахабб для тех кто не в хадже. (Ат Таджу ва ль Иклиль, т.3, стр. 311)


Также, ваджибом является чтение такбират ат-ташрик начиная с фаджра 9 Зульхиджа до Асра [велючительно] 13 Зульхиджа (19-23 июля)


الله اكبر، الله اكبر، لا إله الا الله، و الله اكبر، الله أكبر و لله الحمد


Ваджибом является чтение один раз сразу после фард намаза. Не читается после витр намаза. Если после фард намаза по забывчивости не был прочитан и человек заговорил, то уже не читается.


Пусть Аллах дарует прощение всем в эти дни.


Подготовил ответственный за научно-исследовательский отдел МРО в РБ Овезов Максат