• Информационный отдел МРО

Муфтият как мишень для критики



Безответственность (и безнаказанность) отдельных критиков деятельности мусульманских лидеров современности доходит до откровенного маразма. Увы, как часто люди, не ударившие пальцем о палец ради развития Ислама, высокомерно бросают в адрес уважаемых единоверцев самые грязные обвинения и громкие, но пустые, высказывания.

Причиной написания этой статьи стал отвратительнейший пасквиль под названием «Перспективы муфтия Татарстана пойти на третий срок» в адрес муфтия братского Татарстана Камиля-хазрата Самигуллина, который вышел на ресурсе «Религия сегодня». Пусть каждый из нас вчитается в суть аргументации «аналитиков» и поразмыслит вместе с нами.

Автор «заметки» пишет: «35-летний муфтий Татарстана Камиль Самигуллин досиживает на своем посту последний год. Весной 2021 года у него завершается второй срок правления во главе Духовного управления мусульман Республики Татарстан, и неизбежно встает вопрос о том, кто возглавит исламскую умму этого региона в дальнейшем.

Сам Камиль хазрат не скрывает своего желания продолжить и дальше занимать кресло муфтия этой поволжской республики. Заявляет он об этом, естественно, не прямым текстом, а, как говорится, «по просьбам трудящихся»: «Если имамы захотят и дальше видеть его в этой должности».

Заметили? всего два абзаца, а в умах читателей рисуется какой-то лицемер-«чалмоносец», который «досиживает» в своей должности последний год, да еще жаждет и дальше «занимать кресло муфтия».

Причиной его «жажды власти» служит «искусственно раздутый» проект – муфтий хочет довести до конца строительство Соборной мечети в Казани по аналогии с мечетью «Сердце Чечни» в Грозном и мечетью «Ар-Рахим» в Уфе. Автору видится в этом какой-то заговор и «гигантомания», а также «порочное» стремление занять место исламского центра России. Внимание, вопрос: а что плохого в таком стремлении? Разве Казань не входит в число флагманов российского мусульманского сообщества наряду с Москвой, Грозным, Махачкалой и Уфой? Неужели желание довести до конца стройку Соборной мечети – это грех или преступление?

Но автору незачем мучиться вопросами. Ему надо раздуть интригу: «Основная претензия к Самигуллину как к председателю ДУМ РТ сводится к тому, что он, подобно всем тем, кто оказывается на вершине правящего Олимпа, оторвался от масс, стал менее доступным для рядовых мусульман, чем был раньше, когда был просто рядовым имамом одной из поселковых мечетей Казани, пока в 2013 году не стал муфтием Татарстана, а также личное обогащение и стремление занимать массу должностей развращает его властью».

Вот как раз-таки кто-кто, а администрация канала «Религия сегодня» явно оторвана от видения религиозной жизни Татарстана. Как справедливо отметил автор интеллектуального исламского телеграм-канала «Өчпочмак Фреге», мимо взора «предельно объективного и непредвзятого» автора проскочили широкая издательская деятельность издательского дома «Хузур», бесплатные образовательные проекты, активные молодёжные организации, новые мечети и благотворительные фонды. Да и зайдя на страничку Камиль хазрата в соцсетях и посмотреть реальный градус его «оторванности от масс» критиканам тоже, видимо, не хватает времени.

Да и в целом, продолжает админ канала «Өчпочмак Фреге», критикой «духовных управлений» занимаются в основном две категории населения:

Во-первых, это последователи салафизма, более известного под названием «ваххабизм» (предвзятого и антиклерикального по отношению к светским властям движения, которое ставит целью расшатывание устоев ислама посредством спекуляций с текстами Корана и Сунны) и вообще любые сектантски настроенные личности.

А во-вторых, это «академическое сообщество». Его отличительной чертой в оценке религиозной ситуации является пропахшая нафталином антиклерикальная предвзятость. Многие из нас встречали какие-то фразы из вроде как научных книг, где востоковеды и исламоведы громогласно заявляют, что ислам одобряет убийства и самоубийства, что ваххабиты борются за «чистый ислам», а суфии считают дозволенным пить вино и не молиться.

Имея обывательский взгляд о священнике как об оторванном от простых людей эгоисте, далеком от аскетических норм своей религии, такие «исламоеды» помимо воли переносят этот шаблон на мусульманское духовенство.

Вообще, ни один из авторитетных людей, лидеров мусульман (да и не только мусульман) прошлого и современности не уберегся от обвинений в злоупотреблении властными полномочиями и утрате чувства реальности. В отношении заметных деятелей нашей многомиллионной уммы уровня шейха Равиля Гайнутдина, шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина, Салаха хаджи Межиева, шейха Ахмада хаджи Абдулаева, Камиля хазрата Самигуллина или даже муфтия нашего Объединения Абу-Бекира хазрата такие обвинения летят, подобно стрелам. Они-де и «потворствуют радикалам», и «воруют мешками щебенку со строек», и «по пол-курбана себе в багажник запихивают».

И каждый мнит себя великим расследователем, подсчитывая чужие деньги, автомобили и дома. Но какой прок от этих подсчетов? Как они помогут дальнейшему развитию уммы? Не лучше ли считать построенные и открытые этими людьми мечети, медресе, исламские университеты, научные статьи и издания, книги и подготовленные кадры? Или выяснив подробности чужой биографии мы сможем качественнее научить своих детей делать намаз и сторониться пошлых фильмов? Не лучше ли заняться собственным участием в жизни своей мусульманской среды, самими собой, своими семьями?

Мы, мусульмане Беларуси, наблюдаем с большим вниманием за событиями в братском Татарстане. И нас беспокоит то, с какой легкостью огульно обвиняют и безосновательно обливают грязью личности уровня Камиля хазрата. Это очень прискорбный факт, учитывая совсем недавно налаженные связи с ДУМ РТ, неуклонное соблюдение татарстанским Духовным управлением всех совместных договоренностей и взятых на себя обязательств. Библиотека Минской Соборной мечети пополняется новыми изданиями ИД «Хузур», многие получают знания, слушая лекции преподавателей РИУ, участвуя в различных образовательных мероприятиях. Только за прошлый год муфтий посетил Беларусь дважды, всякий раз проводя яркие запоминающиеся ваазы и хутбы, щедро делясь знаниями об исламе, а также услаждая сердца прекрасным чтением Корана.

Выпады же, подобные сделанным администрацией канала «Религия сегодня», хоть и завернуты в академическую обертку, никуда годятся. Это не критика, а какое-то недоразумение. Такого рода бестактные заметки могут лишь вызвать недоверие к уровню беспристрастности и объективности религиоведа или журналиста.

Председатель Совета имамов Мусульманского

религиозного объединения в Республике Беларусь

Давуд Радкевич