• Информационный отдел МРО

МОЛЬБА МЕЖДУ ХУТБАМИ




Последнее время внутри исламских общин иногда происходят недоразумения с определенными исламскими обрядами. Идет критика в адрес тех, кто, например, читает дуа молитву между хутбами в пятничный день, с обвинением, что это якобы нововведение. Мы, в свою очередь, попробуем разобраться в этом вопросе.

Сидение между хутбами

كَانَ النَّبِىُّ صلى الله عليه وسلم يَخْطُبُ خُطْبَتَيْنِ يَقْعُدُ بَيْنَهُمَا (البخاري)

Имам аль-Бухари передает, что Пророк читал две хутбы и садился между хутбами.

Сидение между хутбами является важной частью пятничной хутбы, как сообщает факих муфассир хатиб Ширбини аш-Шафии (ум. 977 по хиджре): «Сидение имама между хутбами должна длиться на протяжении чтения суры аль-Ихляс» (Мугни аль-Мухтадж).

Возникает вопрос: можно ли людям этот период времени использовать для молитвы? Ведь не было никакого запрета от Пророка , не передано ничего о запрете дуа в этом промежутке, но есть общие призывы к совершению мольбы.


Мольба к Всевышнему

Всевышний говорит:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ

Смысл: «Если мои рабы спросят тебя (о Мухаммад) обо Мне, то (ответь), что Я, поистине близок и отвечаю на просьбу взывающего, когда он обратится ко Мне» (аль-Бакара, 186).

От Абу Хурайры передается: «Пророк упомянул о пятничном дне и сказал: «В нем есть час и если молитва раба-мусульманина, просящего Всевышнего, совпадет с этим часом, то Всевышний ответит на его мольбу» (аль-Бухари, Муслим).

В принципе, уважаемые братья и сестры, Пророк обозначил и выделил ВЕСЬ ДЕНЬ пятницы для дуа, чего для нас с вами уже достаточно для того, чтобы просить Всевышнего в любое время в течение дня. И, значит, сидение между двумя хутбами тоже входит в это время потому, что Пророк не исключил его и не сказал: «Только между хутбами не просите». Подобный запрет есть на совершение намазов в нежелательное время суток, когда он выделил и определил это время, исключив из остального дня.

Иначе говоря, для простого размышляющего человека из вышеприведенного хадиса понятно, что просить у Всевышнего между хутбами дозволено и это делается, чтобы не упустить то время о, котором сказал сам Пророк , ведь мусульмане должны держаться за сунну Пророка .

Приведем еще один более конкретный хадис, определяющий приблизительное время того часа о, котором сказал Пророк . Достоверный хадис, переданный Абу Мусой о часе, в котором Всевышний отвечает на мольбу. Абу Муса говорит: «Я слышал пророка Мухаммада , который сказал: «Этот час заключен между сидением имама на минбаре и до завершения пятничной молитвы» (передал имам Муслим).

В другой версии хадиса говорится, что время заключено с начала прихода имама в мечеть и до завершения молитвы.

Из приведенного хадиса мы видим, что в этот час подпадает само сидение между хутбами, то, значит, просящие в этот момент следуют Сунне Пророка , желая совпадения своей мольбы с этим часом.

Хафиз Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии (909-973 по хиджре) передает от известного ученого факиха Кады Ияда аль-Малики (476-544 хиджре): «Дуа в период сидения между хутбами мустаджаб (то есть принимаема Всевышним)». Далее Ибн Хаджар продолжил, что из приведенной цитаты следует, что сунной для присутствующих на хутбе является занять себя молитвой в этот период, так как молитва принимаема…» (Аль-Фатава аль-фикхия аль-кубра).

Подобная критика в основном возникает от людей, утверждающих, что они последователи Корана и Сунны, не относящих себя к четырем суннитским мазхабам, которые пытаются придумать собственный путь понимания шариата, а иногда относят себя и последователями мазхаба имама Ахмада (ханбалитам). Мнение такой группы базируется на том, что якобы все, что не базируется на хадисе от Пророка , относится к новшеству. К таким действиям они относят и случай с молитвой между хутбами, хотя и среди их ученых есть, которые дозволяют и призывают к молитве в этот момент. Приведем слова человека, являющегося авторитетом и одним из предводителей этой категории людей в надежде, что хоть его слово повлияет на них и их критика сбавит свои обороты.

أما الدعاء في هذا الوقت فإنه خيرٌ ومستحب ؛ لأن هذا الوقت وقتٌ تُرجَى فيه الإجابة

Ибн Усаймин (1921-2001), современный богослов, относящий себя к салафитам был спрошен о чтении молитвы между хутбами в пятницу, он ответил после того как, упомянул вышеприведенные хадисы о молитве в пятницу: «Следует человеку занять промежуток между хутбами молитвой (дуа), просить, что пожелает, из мирского и вечного…». Так же сказал: «Что касается молитвы в этот период, то, поистине, это благо и желательное дело, потому что это время, в котором есть надежда на ответ» (Фатава Нурун аля дарб).


Поднятие рук для мольбы

Так же тот же Ибн Усаймин сказал о поднятии рук для молитвы в этот период времени между хутбами: «Что касается поднятия рук для мольбы, то мы не видим в этом проблем, ибо основа и этикет в дуа – это поднятие рук. Если поднимет руки для дуа, то не порицают его, а если попросит без поднятия рук – то и в этом нет порицания» (Фатава Нурун аля дарб).

Этот вопрос не стоил того, чтоб люди из-за этого спорили или обвиняли друг друга. Ученые уже дали по этому поводу заключение и нам нужно всего лишь обратиться к их трудам. Пусть Всевышний даст увидеть истину истиной, а ложь ложью!

Подготовил Абдулла Магомедов