• Информационный отдел МРО

Мазхабы: ключи к пониманию

Мазхабы: откуда и зачем?

Многих мусульман беспокоят вопросы: кто такие сунниты и шииты? зачем нужны мазхабы? Они удивляются, почему все мы, следуя Корану и Сунне, «делимся» на разные школы? Порой их смущают слова некоторых богословов: «Достоверный хадис – это и есть мой мазхаб». Мол, открыл сборник хадисов Бухари и Муслима и – бери готовые решения.

Ответы на эти вопросы непросты. Но все же при некотором приложении усилий мы можем приблизиться к пониманию.

Современная ситуация: основные течения и школы

Основная масса мусульман (85-90%) сегодня являются суннитами. Сунниты (ахлю-Сунна валь-джамаа, араб. «последователи Сунны и согласия общины») – последователи основного и наиболее многочисленного направления в исламе, широко представлены во всем мусульманском мире. Второе по количеству течение – шииты, распространенные в основном в Иране, Азербайджане, Ираке, Бахрейне, Ливане, и меньше – в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Кувейте, Пакистане, ОАЭ. Ибадиты – самое малочисленное течение в исламе, распространенное главным образом в Омане.



Страны с долей мусульман больше 10%: зелёный – сунниты, фиолетовый – шииты, синий – ибадиты

В чем же их различия?

Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммада (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего руководства, которому беспрекословно подчиняются.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);

признание законности четырёх юридических школ: маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалитского мазхабов (богословско-правовых школ);

признание законности трех школ вероубеждения: асаритской, ашаритской и матуридитской;

признание законности правления праведных халифов – сподвижников Пророка, мир ему, – Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али (ибадиты признают только Абу Бакра и Умара, а шииты признают только Али).

В сравнении с шиизмом и ибадизмом, суннизм имеет более чёткое содержание – это следование пути пророка Мухаммада, мир ему. Шиизм же лишь признаёт право на преемничество только потомков Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины, а также негативно относится к любым нормам суннизма. Среди их особенностей: слепое следование «своим» имамам (потомкам Али), склонность к революциям и протесту и, как следствие – внутренний раскол (на группы имамитов-джафаритов, зейдитов и исмаилитов, секты друзов, алавитов, нусайритов и др.), ожидание прихода «скрытого» имама.

Ибадиты («умеренные» хариджиты) – преемники некогда агрессивной секты хариджитов в исламе, известной политическими убийствами и обособленностью от основной части мусульманской уммы. В отличие от шиизма, в котором верховная власть должна передаваться по наследству потомкам Али ибн Абу Талиба и его жены, дочери Пророка Фатимы, а также суннизма, в котором верховные правители мусульманской общины должны быть из рода Пророка – курайшитов, ибадиты считают, что главой всей уммы может быть любой мусульманин. Ибадиты, вслед за исчезнувшей сектой му‘тазилитов считают, что Коран сотворён, хотя имеются разногласия по этому вопросу, расходясь с суннитами, которые полагают Коран извечной (не имеющей определённого начала) речью Аллаха. Ибадиты убеждены, что Аллаха в принципе нельзя увидеть, что противоречит основам суннитской веры о том, что мусульмане, попавшие в Рай, обязательно увидят там Бога. Также ибадиты верят в то, что любой попавший в Ад, никогда не будет освобожден из него. Это идет вразрез с верой суннитов, которые верят, что попавший в Ад мусульманин будет находиться в нём определённый промежуток времени, чтобы очиститься от недостатков, после чего он попадет в Рай.

Основой возникновения течений шиитов и ибадитов были политические разногласия и недовольство действиями правителей. Сунниты же изначально опирались на ортодоксальные принципы Корана и Сунны, придерживаясь единства и допуская диалог с отколовшимися течениями.

Татары Беларуси, Литвы и Польши исторически относятся к суннитам, придерживаются ханафитского мазхаба и не отступают от этой основы. Это и есть традиционный ислам, который практикуется и в братских нам тюркских регионах: в Крыму, Турции, Татарстане, Башкортостане, Казахстане и др., и в большинстве стран мира в целом.



Причины формирования мазхабов

Мы сказали, что в рамках суннизма есть четыре мазхаба. В отличие от шиитов и ибадитов, это не секты и не течения, т.е., их различия не ведут к распаду уммы. Это научно обоснованные богословско-правовые школы, которые признают правомерность друг друга и опираются на один и те же источники.

Единственной целью имамов-основателей всех мазхабов было разъяснение Корана и Сунны. Известно много случаев, когда они отказывались от своего первоначального мнения при обнаружении доводов, более соответствующих Корану, Сунне и общему мнению сподвижников Пророка, мир ему. Они действительно часто говорили: «Если мое мнение будет противоречить достоверному хадису, то этот хадис и есть мой мазхаб». Эти высказывания упоминаются в достойных доверия трудах. Тем самым они выражали абсолютную привязанность своих суждений первоисточникам. Ни один из них не считал себя установителем законов. Истинный законодатель – это Всевышний Аллах, и Его законы людям донес Посланник Аллаха (мир ему). Более того, в вопросах фарзов (обязательных положений религии) ни в одном из четырех мазхабов нет разногласий. Различия есть лишь в определении статуса второстепенных вопросов, и все они вытекают из некоторых особенностей, как, например, местность, культура, определённый менталитет и пр. То есть в основе это единые школы, которые, тем не менее отличаются друг от друга по причине различных методов анализа источников и принятия решений. Это различие было заложено еще во времена Пророка, мир ему, когда между сподвижниками возникали те или иные небольшие разночтения, и Пророк, мир ему, не порицал своих любимых учеников за это.

Мусульмане, которые не достигли уровня основателей мазхабов (а это на сегодняшний день практически все мы), обязаны следовать за имамами мазхабов, так как они разъяснили Коран и Сунну с такой компетентностью, которой после них никто не сможет достичь. К примеру, после имама Абу Ханифы никому не довелось брать уроки у 4000 учителей высшего уровня компетентности, в том числе, у сподвижников Пророка, мир ему, и их учеников; после имама Малика нравы и религиозность многих жителей Медины перестали быть образцом для следования Корану и Сунне (имам учитывал практику мединцев – земляков сподвижников Пророка, мир ему); после имама аш-Шафии мало кто мог позволить себе долгие годы изучать арабский язык у аутентичных носителей; а после имама Ахмада ибн Ханбаля никому не было дано выучить миллион хадисов. Поэтому его высказывание «Если мое слово противоречит достоверному хадису, ударьте им об стену» было обращено к знающим людям, муджтахидам (экспертам высшего уровня), знавшим методы следования им, полностью владеющим религиозными знаниями. Большинство из них знали наизусть десятки тысяч хадисов, знали шариатские доводы по каждому вопросу, о сильных и слабых сторонах имамов мазхабов, в совершенстве владели научной методологией. И при этом, постоянно предпочитая путь богобоязненности, в своих поступках были более чистыми, чем требовали в своих фетвах.

Шейх аль-ислам, имам ан-Навави говорил так: «У мухаддиса Ибн Хузаймы спросили: «Есть ли такая достоверная сунна, которую Шафии не поместил в свои труды?» И он ответил: «Нет». Несмотря на это, из-за неспособности человека охватить все, Шафии оставил людям завет: при обнаружении хадиса, противоречащего его высказываниям, действовать согласно достоверному хадису. Абу Амр говорил: «Но не нужно торопиться поступать в соответствии с этим наказом Шафии. Не каждому правоведу дозволено поступать самостоятельно, руководствуясь хадисом, которого он считает доводом. Это касается лишь тех, кто, изучив мазхаб, удостоился права совершать иджтихад (научный анализ и выведение богословско-правовых решений)».

Мазхаб – это правовая школа, ставшая результатом многовековой работы исламских правоведов в последовательном, подробном и доступном разъяснении Корана и Сунны со всеми дополнениями и исключениями на научной основе. Нет никакой проблемы в том, чтобы следовать одному мазхабу. Ведь иджтихад (результат научной работы) муджтахида (эксперта) является непререкаемой истиной для неграмотного, пока не будет доказано обратное.

Да, может быть так, что следование мазхабу станет фанатизмом. Это возможно в таких случаях:

1) когда последователь убеждён, что только его мазхаб является истиной, а все остальные находятся в заблуждении и никак не могут быть правы. Правильное суждение в данном случае таково: «Мой мазхаб правилен, но может быть ошибка и в нем; тогда как другие мазхабы ошиблись, но и они могут быть правы. А научно обоснован каждый из четырех мазхабов и все они следуют Корану и Сунне»;

2) когда последователь мазхаба сам достиг степени иджтихада – полноценно изучил арабский язык, изучил правовые нормы из Корана, Сунны, иджма (консенсуса ученых) и кыяса (метода проведения аналогий), овладел методологией права и тонкостями извлечения правовых решений из шариатских источников, глубоко разобрал конкретный вопрос и пришёл к мнению, отличному от мнения своего изначального мазхаба, но фанатично следует ошибочному мнению.

Второй случай – почти из области фантастики, ибо даже самые выдающиеся ученые современности признают недостаточность своих знаний и невозможность достичь иджтихада, который были способны проводить имамы четырех мазхабов. Достаточно того факта, что после имамов мазхабов ни один из их учеников даже не претендовал на право создать свою научную школу и практически все ученые прошлого следовали одному из четырех мазхабов. Кроме того, каждый мазхаб был неоднократно перепроверен и пересмотрен множеством ученых, которые выверили каждый пункт исламской практики и методологии, что исключает малейшую вероятность правовой необоснованности того или иного решения.

Зачем нужен мазхаб?

Итак, мы подошли к главному вопросу. В наши дни есть четыре достоверных и законных мазхаба. Прежние мазхабы не сохранились в силу объективных исторических причин. И на следование по одному из них есть неопровержимые доказательства. По поводу того, что нельзя следовать кокому-либо мазхабу, кроме четырех законных, существует иджма (единогласное мнение ученых).

Оно упомянуто в ряде авторитетных книг: «Бугъятуль мустаршидин», стр.8; «аль-Фатава Кубра», том 4, стр. 307; Халиль Гунендж, Фатвы, том 1, стр.22. А как мы знаем, иджма является одним из четырех источников Шариата.

Постоянный комитет ученых Саудовской Аравии заявил:

«…имамы четырех мазхабов – Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад – из числа лучших ученых, и они следуют за Посланником Аллаха ﷺ. Они муджтахиды, извлекавшие шариатские положения из доказательств. И то что сказал упомянутый [в вашем вопросе] автор, из того что они-де отводят людей от истины, и следуют своим страстям – ложь и наговор. И их (мазхабов) последователь не является неверующим. И если человек не является из числа знатоков шариатских положений, и последовал за одним из четырех мазхабов, то нет для него в этом проблемы». См. Фатава Ляджна 5/63-64.

Также был спрошен Комитет о сути четырех мазхабов, на что он ответил:

«Ханафитский мазхаб относится к Абу Ханифе… (затем они перечислили четырех имамов и их имена ) <…> Все они были последователями Посланника Аллаха ﷺ, и они были лучшими людьми своего времени. Они совершили иджтихад в извлечении шариатских положений из Корана и хадисов Посланника Аллаха ﷺ и из того, в чем единогласны сподвижники. Они разъяснили истину людям. Их слова были переданы нам, они распространились среди мусульман во всех их странах.

За ними последовали многие ученые, пришедшие после них, по причине доверия к ним и к их религиозности, согласия с ними в их основах, на которые они опирались и распространили их слова среди людей» (См. Фатава Ляджна 5/54).

Таким образом, мазхабы жизненно нужны каждому обычному мусульманину. И следование им обязательно для каждого верующего, который не достиг надлежащего уровня знаний для вынесения самостоятельных решений, о чем ясно высказываются десятки, если не сотни ученых и знающих людей прошлого и современности: Ибн Абидин, Ибн Таймия, Ибн Кайим, Саид Камали аль-Малики, Абу Али аль-Ашари, Эльмир Кулиев, все муфтии стран СНГ и всего мира. Единичные высказывания, противоречащие этому единогласию, можно вообще не брать в расчет в силу их необоснованности и несоответствия действительности.

Быть суннитом – значит следовать одному из четырех мазхабов. И те, кто отвергает мазхаб и утверждает, что они не нужны – своими руками отрезает себе и другим путь к правильному и законному пути соблюдения своей религии, выводя себя за рамки ахлю-Сунны валь-джамаа, за рамки людей Сунны и согласия. Единство уммы возможно только в рамках следования Корану и Сунны в понимании праведных предков – основателей четырех мазхабов.

Выбрав для себя мазхаб, распространенный в нашей местности, тот же ханафитский, например, человек избавит себя от излишних трудностей и тягот самостоятельного и не всегда плодотворного поиска решений на самые элементарные вопросы религиозной практики. Разумеется, если будет желание и возможность, всегда можно пойти учиться в исламский вуз и изучить всевозможные мнения и разночтения по любому вопросу из первых рук. Но до той поры самым оптимальным решением будет следование одному из суннитских мазхабов. Это традиционный путь разумного и сознательного верующего, которому всегда следовали наши предки. Свидетельством тому – цитата из Китаба Луцкевича (XVIII – XIX вв.):

«…Абавязак кожнага, калі імам Абу Ханіфа святы, або імам Шафі’і, або імам Малік, або імам [Абу] Юсуф, альбо іншыя імамы казалі, то любога імама словы пачуўшы, трэба верыць і дзяржацца таго.

Толькі Абу Ханіфы-імама, навука яго пэўнейшая ест, бо ў яго памылкі няма, а ў іншых імамаў [можа быць] памылка (аўтар хоча сказаць, што калі ты абраў свой мазгаб, то падыход ханафіцкага мазгаба для цябе больш правільны за іншыя). Бо імам Абу Ханіфа, яго мілосць, у восемдзясят год пасля Прарока, яго мілосці, радзіўся, а тыя імамове, іх мілосць ласка Божая над імі ўсімі, ад імама Абу Ханіфы навукі вучыліся. Потым у іншых імамаў вучыліся, а таму мала розніцы і спрачання з яго мілосцю тыя імамы з імамам Абу Ханіфам маюць. І тое спрачанне з волі Пана Бога стала, аднак жа Абу Ханіфы-імама, яго мілосці, словаў трымацца – спасення болей будзе».